Головные устройства

Головные устройства в автомобильной аудиосистеме. Как не потерять голову?

Мы садимся в автомобиль, заводим мотор, привычно ставим на место панель магнитолы, и салон оживает. Новости, информация о дорожной обстановке, записи любимых исполнителей – живые голоса и музыка наполняют маленький мирок, делая его по-домашнему уютным. Любой водитель с трепетом относится к своей бортовой аудиотехнике - будь-то старенькая кассетная магнитола или современный CD-ресивер.
 

Несомненно, акустическая система автомобиля, в состав которой входят: CD/DVD-чейнджер, усилитель, сабвуфер, система колонок и, конечно же, головное устройство, т.е. автомагнитола, является важной составляющей комфорта автомобиля. А начинается все с головного устройства, ведь именно под его управлением находится вся аудиосистема автомобиля, поэтому профессионалы и люди тесно связанные с автозвуком неофициально называют эти устройства «головой».

Самые простые головные устройства автомобильной аудиосистемы представляют собой гибрид радио с кассетным магнитофоном, наиболее сложные - включают в себя радио, CD/DVD-плеер, встроенный или внешний CD-чейнджер, разъёмы для внешних усилителей, слоты для флэш-карт и USB-порт. Сегодня даже самые обыкновенные автомобилисты не представляют свой аудиомир без стереозвука. Что говорить об истинных меломанах!


В наше время практически все автопроизводители комплектуют выпускаемые автомобили штатными автомагнитолами, качество которых, в большинстве своём, оставляет желать лучшего. Происходит это, потому что автомагнитолы собираются из бюджетных, а порой и не очень качественных комплектующих. Делается это по причине необходимости снижения стоимости автомобиля. Поэтому очень многие автовладельцы стараются создать свой акустический комфорт, самостоятельно выбирая головное устройство для своего автомобиля. И здесь главное не ошибиться, ведь практически все производители электроники – от самых известных до китайских, стремятся занять своё место на этом поистине необъятном рынке. Лидерами традиционно являются ALPINE и PIONEER. Эти производители обеспечивают наилучшее качество при средней цене, предлагая потребителю высокотехнологичные продукты. Например, наиболее ходовая автомагнитола Alpine IVA-W202R имеет моторизованную панель. Возможности подключения: Ai-Net; управление CD-чейнджером, DVD-чейнджером, проигрывателем; высокоскоростное подключение для iPod® (через KCE-422i); совместимость с интерфейсом штатных кнопок на руле; совместимость с интерфейсом дисплея автомобиля; специальный вход для камеры заднего вида; совместимость с Bluetooth (KCE-300BT); поддержка USB (через KCA-620M); доп. AUX-вход (с KCE-236B); 1 AV-вход и 1 AV-выход. Мощностные характеристики: усилитель высокой мощности 50 Вт х 4; 3 выхода предусилителя с регулировкой уровня сабвуфера. Дисплей: сенсорное управление (PulseTouch); 6.5" цветной QVGA дисплей; белая подсветка; возможность изменения экранных обоев. Средства обработки звука: Bass Engine; настройка центральной частоты регулировки усиления ВЧ и НЧ; настройка добростности усиления НЧ; фильтр высокой частот (80/120/160 Гц); заводские предустановки эквалайзера; функция MediaXpander; регулируемый уровень сабвуфера. Общее: вход NAVI RGB; совместимость с пультом ДУ; откидываемая лицевая панель; функция i-Personalize (возможность загрузки данных, таких как, заставка экрана). Однако цена кусается  – 34500 руб. Кроме того, следует быть весьма внимательными - у этой магнитолы полно китайских подделок, например, под названием ALPINE DVA-9865.
 

А вот данные автомагнитолы немного другого класса - PIONEER DVH-P680USB: DVD-плеер (mp4, DivX, DVD, VCD, mp3, CD-DA, jpeg, WMA), выходная мощность 4х45 Вт, AM-FM-тюнер. Минимальная цена – 3500 руб.
 

Как известно, SONY – это всегда эталон качества, но при совершенно одинаковых показателях с магнитолой PIONEER DVH-P680USB японская «близняшка» SONY G-001FD «тянет» уже на 4500 рублей по минимуму.


В последнее время очень большой популярностью стали пользоваться головные устройства формата 2din. Основным достоинством 2din магнитол является большой дисплей, до 6-7 дюймов. Так же, в качестве опций, такие головные устройства могут оснащаться USB-портом, разъёмом под флешкарты, GPS-навигатором и могут быть интегрированы в бортовой компьютер. Это позволяет видеть всю системную информацию на дисплее магнитолы. Некоторые модели также поддерживают мультируль.
 

Кроме воспроизведения музыки с носителей, головные устройства оснащены тюнером. Тюнеры бывают цифровые и аналоговые, стоит сказать, что цифровые тюнеры обеспечивают более качественный прием и более точную настройку радиостанций, также цифровые тюнеры намного удобней аналоговых в управлении. Основными диапазонами тюнера являются: FM и расширенный FM-диапазон (УКВ), AM, MW, LW.


Главная задача головных устройств - воспроизведение звука, поэтому большинство ресиверов имеют четырехканальные встроенные усилители, которые рассчитаны на подключение четырех колонок. Так же встречаются и двухканальные встроенные усилители, рассчитанные на две колонки.

Кроме того, если в планы входит дальнейшая модернизация автомобильной аудиосистемы, то не стоит забывать о наличии у головного устройства как можно большего количества линейных выходов.


 

Ещё одним компонентом аудиосистемы автомобиля являются CD/DVD-чейнджеры. Это устройства, которые позволяют загружать в свой магазин от 6 до 12 дисков, причём есть возможность присвоить каждому диску своё название, которое будет показано на дисплее магнитолы. При выборе этого устройства нужно руководствоваться несколькими качествами, которыми должен обладать хороший чейнджер: это – вибростойкость и ударостойкость, достаточная для бесперебойного прослушивания и просмотра контента; качество воспроизводимого звука и видео, и скорость смены диска. Хотелось бы немного остановиться на вибростойкости, поскольку сейчас существует множество специальных систем как механических, так и электронного типа. В состав механических систем входит пружинный механизм и масляно-силиконовый демпфер (который, нужно сказать, в условиях русской зимы требует разогрева). Но наиболее удачны на наш взгляд, конечно же, комбинированные механическо-электронные системы вибропонижения! Надо отметить, что выбирать чейнджер лучше той же фирмы, что и головное устройство, т.к. это облегчит подключение устройств и совмещение максимального количества доступных функций. Также при выборе чейнджера особое внимание стоит обратить на уровень напряжения на линейном выходе, в последних моделях он варьируется в пределах 4-5 вольт, что позволяет повысить соотношение сигнал/шум в канале передачи звука. Этим условиям сейчас соответствуют почти все модели ряда ценовой категории выше среднего. Многие магнитолы уже имеют встроенный чейнджер на 3-5 дисков. Как отдельное устройство DVD/CD-чейнджер имеет смысл приобретать для систем среднего и высокого класса, так как с него можно напрямую снять «чистый» сигнал для усилителя (зачастую и оптический). Очень удобно наличие в чейнджере FM модулятора. С его помощью можно прослушивать музыку, настроив FM тюнер магнитолы на требуемую частоту, обходясь без проводных соединений. В последнее время всё большую популярность приобретают DVD чейнджеры.

И наконец, если вы хотите пользоваться аудиосистемой своего автомобиля без проблем, то установку современных головных устройств лучше всего доверить специалистам.

Приятного вам пребывания в зоне акустического комфорта!