Кроссоверы

Автовладельцам – ценителям чистоты звучания!

Современный ассортимент акустических приборов для салонов автомобилей позволяет установить в своей машине аудиосистему на любой вкус. Кроссоверы дают возможность четко отфильтровывать сигналы разной частоты для наиболее точного их воспроизведения. Выпускаются они в различных вариантах и могут быть предназначены конкретно для сабвуфера или только для динамиков. Существуют и многоканальные модели кроссоверов, обеспечивающие четкое воспроизведение одновременно на нескольких колонках, твитере (высокочастотном динамике) и сабвуфере.

При выборе кроссовера следует учитывать не только конфигурацию акустической системы вашего автомобиля. Одной из важнейших технических характеристик этого прибора является крутизна спада. Если она превышает 18дБ/окт., то сабвуфер, подключенный к такому кроссоверу, может быть расположен в любом месте салона. Однако если в автомобиле используется узкополосный сабвуфер, кроссоверной крутизны спада, равной 12 дБ/окт., будет вполне достаточно.

Наиболее популярными производителями кроссоверов являются ALTO, Samson, DBX. Цены на эти приборы колеблются в зависимости от их функциональности (количество поддерживаемых полос, моно или стерео, виды разъемов, регулировки и прочее). Многие функции кроссоверов повторяют возможности встроенных усилителей. Поэтому при выборе важно в первую очередь учитывать уже имеющиеся в вашей акустической системе фильтры, потому что нет необходимости их дублировать.

Как выбрать кроссовер?

Оптимальным диапазоном частот отсекающихся сигналов будет «коридор» 75-150 Гц. Идеально, если кроссовер оснащен функцией плавной (или хотя бы трехступенчатой) регулировки частоты отсечки. Такая модификация позволит с легкостью подстраивать сабвуфер под любую имеющуюся конфигурацию аудиосистемы.

Если планируется оснащение кроссоверами и колонок, и сабвуфера, то следует подбирать приборы одинакового уровня. Слабый сабвуферный кроссовер даже при мощнейших приборах, установленных на динамиках, приведет к появлению звуковых искажений.Для оснащения сабвуфера одновременно с колонками аудиосистемы автомобиля следует приобретать кроссовер, имеющий многочастотные выходы. В этом случае не понадобится установка дополнительно прибора, отсекающего низкочастотные басы на основных динамиках.

Для установки кроссовера только на динамики достаточно крутизны спада 6-12 дБ/окт. (сабвуферы к этому параметру более чувствительны).

Кроссовер, оснащенный фильтром дозвуковых частот, не только предотвращает искажение звучания, но и способен уберечь сабвуфер от повреждений. Дело в том, что низкочастотные сигналы дают мощную нагрузку на динамическую сабвуферную головку (перегружают усилитель). В случаях же, когда в автомобиле установлен портативный сабвуфер, приобретаемый кроссовер обязательно должен быть оснащен дозвуковым частотным фильтром.

Возможность кроссовера усилить сигнал на 5-10 дБ позволит оптимально улучшить сабвуферную отдачу. Переключатель полярности позволяет избежать возни с лишними проводами при установке кроссовера на сабвуфер. Оптимальным будет положение регулировки, при котором четко слышны басы.

Наличие на каждом из выходов отдельного регулятора совершенно не обязательно. Мощностью сигналов успешно управляет регулировка самого усилителя. Функция автоматического включения-регулирования позволит избежать необходимости дополнительного подключения к сабвуферу. Автоматика следит за стабильностью уровня сигналов и на динамиках, и на «сабе». Система автоматической регулировки и включения позволит устанавливать компоненты акустики там, где удобно владельцу (например, сабвуфер можно беспроблемно поместить в багажник).

Изоляция провода заземления предотвращает возникновение посторонних шумов. Ориентируясь на основные параметры уже имеющейся (или планируемой) аудиосистемы, можно подобрать оптимально подходящую модель кроссовера, которая сможет обеспечить идеальное звуковоспроизведение.

Наслаждайтесь чистотой музыки даже за рулем автомобиля!

ni-kol (Николас)